Наставничество в дополнительном образовании детей — это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное, взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве. 

Основная цель наставничества в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, — создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной самореализации в современном обществе. 

Некоторые задачи наставничества:

  • улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; 
  • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; 
  • раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; 
  • обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; 
  • формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей.

Некоторые модели наставничества в дополнительном образовании:

  1. Модель «обучающийся — обучающийся». Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из них находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами. Цель — разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. 
  2. Модель «педагог — обучающийся».  Предполагает взаимодействие педагога-наставника и обучающегося для получения стимула к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций в рамках построения индивидуального образовательного маршрута. Цель — раскрытие потенциала каждого наставляемого и формирование у него жизненных ориентиров. 
  3. Модель «педагог — педагог». В рамках этой формы одной из основных задач наставничества является успешное закрепление молодого педагога на месте работы или в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, адаптация молодых педагогов к условиям осуществления профессиональной деятельности. 

Одна из эффективных моделей наставничества в дополнительном образовании — «дети — детям». Старшие обучающиеся привлекаются к проведению мастер-классов, массовых досуговых мероприятий, к выполнению учебных заданий, к разработке совместных проектов в рамках реализации планов отдельных педагогов и учреждения в целом.

Положение о наставничестве

Дорожная карта

Типовая программа наставничества